День, прожитый в рифму
Заучивание стихотворений тренирует память ребенка, расширяет его кругозор, развивает речь, способствует более легкому усвоению знаний. Стихотворные тексты помогают нам привлечь внимание, организовать и дисциплинировать ребенка. С их помощью мы можем сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.
День, прожитый в рифму!
Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш, еще не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. Многие из нас, закончив школу, забывают когда-то любимые стихи, но, став папами и мамами, легко извлекают из глубин памяти бесхитростные строки А. Барто: «Мишка косолапый», а укладывая малыша спать, напевают ему гениально простое: «Баю – баюшки — баю».
Чувство ритма, мелодичность, напевность – основные качества стихов для детей. Малыш растет — и вот он уже способен понять стихи сложные. Конечно при условии, что он привык к стихотворной речи. А она, эта речь, внутри каждого. Надо только напомнить об этом, показать, как ею пользоваться. Недаром многие детские поэты в стихотворной форме преподносят маленьким читателям азбуку, счет, знания об окружающем мире. Ритмичность и слаженность стихотворных строк способствует их быстрому запоминанию, так как ребенок может сопровождать текст — движениями. Движение, слово, картинка – все это вместе активизирует нервные окончания в коре головного мозга, что поможет ребенку воспроизвести нужный стихотворный текст, а значит, и знания, которые он в себе несет.
Порой мы не помним автора стихотворных строк, но сами они долго живут в нашей памяти, например:
Красный свет зажегся – стой!
Путь закрыт перед тобой.
Желтый свет зажегся – жди!
На зеленый свет – иди!
Стихотворные тексты легко запомнить и взрослым и детям. Они помогают привлечь внимание, организовать, дисциплинировать ребенка. Не надо постоянно напоминать ребенку, вытирать ноги при входе в помещение. Достаточно ему напомнить:
Видишь коврик у порога?
Он постелен неспроста:
Вытирай почище ноги-
Будет в доме чистота!
И ребенок с удовольствием будет выполнять эти действия, да еще научит других. Получается, что дети сами, без принуждения, вспоминают текст и машинально сопровождают его действиями.
Кто же из детей не любит баловаться! Можно соединить баловство с серьезным делом, например с умыванием. Зашли в туалетную комнату и вспомнили веселые стихи Эммы Мошковской:
Кран откройся! Нос умойся!
Мойтесь, уши, мойся, шейка…
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
Собираясь гулять с ребенком:
Что оденем мы сначала? Ножки.
Надеваем штанишки и сапожки.
Что оденем мы потом? Руки.
А на них наденем кофту и куртку.
А последней, а последней,
Знаем мы как дважды два,
Одевается, конечно на прогулку – голова!
Т.Хитрова
Возвращаемся с прогулки домой:
Ручками похлопаем.
Ножками потопаем.
Постучим немножко
Ножкой об ножку.
Посмотрели, отряхнулись
И друг другу улыбнулись!
Т.Хитрова
Дети повздорили, что-то не поделили, подрались. И тут нам на помощь тоже приходят знакомые строки:
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться!
В.Берестов
Вот так, простые стихотворные строчки помогают нам в развитии речи детей. Попробуйте применять такие стихи в своей повседневной жизни, и вы увидите результат.