Шаронова Ольга Александровна
Учитель – логопед детского сада №261 ОАО «РЖД»
Он мыслящий, серьезный, дальновидный, и на любой вопрос сумеет дать ответ. Он увлеченный, ищущий, активный, Он — творческая личность –
ЛОГОПЕД.
Общие сведения о педагоге
Дата рождения: 16.09.1972
Город: Хабаровск
Образование: Высшее, окончила Хабаровский государственный педагогический университет. Специальность: «Логопедия»
Квалификация: учитель — логопед
Квалификационная категория: высшая
Стаж педагогической работы: 30 лет
Стаж работы в должности: 17 лет
Стаж работы в данном учреждении: 15 лет
Дополнительное образование:
Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе:
«логопедический массаж в системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи» г. Новосибирск.
Обучение навыкам саморегуляции на основе метода функционального биоуправления с биологической обратной связью ( БОС ) с использованием программ НПФ «Амалтея», психокоррекционная программа «Комфорт ЛОГО»
Функциональные обязанности:
— проведение индивидуальных и групповых занятий по комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( Общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой;
— выполнение программы воспитания;
Профессиональные навыки:
— Определение сложности и структуры имеющихся дефектов
— Составление плана работы по коррекции речевых навыков
— Анализ индивидуальных речевых особенностей обучающихся
— Проведение занятий с учетом психофизического состояния и патологии детей
— Логомассаж;
— Игровая форма занятий;
— Высокий уровень ответственности;
Личные качества:
Тактичность, настойчивость, целеустремленность.
Терпение, умение вызывать доверие у детей.
Дополнительные сведения:
Семейное положение: замужем.
Дети: есть.
Моя профессия - учитель-логопед
Почему я выбрала профессию учитель – логопед?
«Учитель может учить других до тех пор,
пока учится сам» А.С. Макаренко
Все мы родом из детства. Где-то там, далеко, остались в памяти яркие картинки, где мы, дети, собирались во дворе нашего дома и с увлечением играли в строителей и докторов, пожарных и космонавтов. А я любила, когда мне доставалась роль учителя. И в этих играх я старалась быть похожей на свою первую учительницу. Как это было давно! Каждый из нас в своей жизни вспоминает первого учителя. Первый учитель не только закладывает в ребёнка фундамент для дальнейшего развития, но и отдаёт частичку своего сердца и души. Поэтому ещё в школе я мечтала сделать профессию учителя главным делом своей жизни. И я стала одной из тех, чья мечта осуществилась.
Я – учитель, учитель-логопед и работаю с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Мое дело очень тонкое и сложное, которое не поддается штампам, зачастую не может быть описано стандартными методами и процедурами, но это важное дело, ведь оно несет помощь тем, кто в ней так нуждается. Учить ребёнка: правильной красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен; подобрать особый ключик к каждому, раскрыть его индивидуальный внутренний мир, понять, хорошо ли ему в данный момент и попробовать изменить ситуацию в лучшую сторону; поселить в душе ребёнка надежду и уверенность в собственных силах, помочь ребёнку ему раскрыться — вот, на мой взгляд, основная задача творческого педагога. Вот уже 30 лет я работаю с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь, на протяжении которой я учусь. Учусь все время, всегда, везде. И мне нравиться учиться. Мой девиз: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь».
Мастерство учителя-логопеда – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, нередко черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Что будет завтра? Завтра будет новый день, на меня снова будут смотреть, жаждущие ответов на все свои вопросы, глаза моих «дошколят». А я буду стремиться к тому, чтобы найти эти ответы, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный профессиональный уровень, свое педагогическое мастерство.
Методические материалы
Консультация для воспитателей.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Состояние фонематического развития детей на овладение звуковым анализом. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находится в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия. С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового анализа слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при развитии фонематического восприятия. Фонематический или звуковой анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа – это определение последовательности звуков в слове, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.
1.Выделение звука на фоне слова.
Задания:
Отобрать предметные картинки, в названиях которых есть заданный звук.
По сюжетной картине назвать слова с определённым звуком.
Придумай слова с заданным звуком.
Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду, игрушки, в названиях которых есть заданный звук.
Добавить слог со звуком, чтобы получилось слово (го…ра, ко…ра).
2.Вычленение первого и последнего звука из слова.
Работа начинается с уточнения артикуляции данных звуков (гласные).
Задания:
Определить первый звук в словах: ослик, утка, азбука и т. д.
Подобрать слова, которые начинаются на гласные звуки: а, о, у.
Отобрать картинки, которые начинаются на ударные гласные звуки: а, о, у.
Лото.
3.Выделение первого согласного из слова.
Основная сложность – это расчленение слога, особенно прямого на составляющие его звуки (шапка- кА). Причина этого – нерасчленённое восприятие слога, несформираванность представлений о слоге и звуке. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слога и узнавать звук, находящийся в начале слова. Например, дети сначала определяют, что в слове «мыло» есть звук «м», который находится в начале слова и является первым звуком этого слова.
Задания:
Подобрать названия цветов, животных. Птиц, посуды и т. д., которые начинаются с заданного звука.
Выбрать только те предметные картинки, названия которого начинаются с заданного звука.
Назвать слова по сюжетной картине.
Изменить первый звук слова (гость – кость, моль – соль).
Лото «Необычные цветы».
Лото «Какой первый звук».
4.Выделение конечного согласного в слове.
Проводить в начале на обратных слогах, таких как, ум, ух, ах. ус. Затем вычленяется последний согласный непосредственно в словах типа (дом) на слух, при самостоятельном произношении. Действие закреплено, если ребёнок, не называя слова, сумеет определить конечную согласную. При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.
- Определение места звука в слове.
(начало, середина, конец)
Уточнять, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине.
Задания:
Разложить в три ряда картинки, где звук слышится в начале, середине или конце слова.
Подобрать слова, где звук находится в трёх позициях.
Назвать животных. Овощи, фрукты и т. д.
Игра «Светофор». Логопед называет слово, дети ставят фишки на красную, жёлтую или зелёную часть полоски.
Лото.
6.Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове).
- этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.
Детям предлагается картинка – слово, название которого нужно проанализировать и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Даются фишки. Первоначально для анализа даются однозначные слова типа «мак», «кот», «дом», «лук». По мере выделения звуков в слове, дети заполняют схему – модель звукового строения слова. Здесь действия детей – это действия по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычисления первого и последнего звука, определение звука в слове (начало, середина, конец).
- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане.
Дети называют слово, определяют 1, 2, 3 звуки, уточняют количество звуков.
- этап – формирование действия фонематического анализа, а умственном плане.
На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых 5 звуков, при этом они не называются.
Задания на закрепление фонематического анализа:
Подобрать слова с определённым количеством звуков.
Выбрать предметные картинки с определённым количеством звуков.
Преобразовать слова:
а) добавляя звук в начале слова (рот – крот);
б) добавляя звук в конец слова (бок – бокс)4
в) изменяя один звук слова (цепочка слов) – сом – сок – сук – суп – сух – сох.
- От одного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – тот.
5.Назвать слова, в которых буквы расположены в обратном порядке: нос – сом, кот – ток.
- Разгадывание ребусов.
- Какой звук выпал из слова: крот – рот, лампа – лапа, рамка – рама.
- Назвать общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.
- Игра «Ромашка». Выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят, например, из 5 звуков.
- Составить слово из первых звуков названий картинок.
- Игра «Как называется цветок?» Детям предлагаются изображения цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук.
На начальных этапах работы по развитию фонематического (языкового) анализа делается опора на проговаривание слова, в процессе которого уточняется характер звука, последовательность звуков в слове. Конечной же целью логопедической работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Обучение фонематическому анализу неразрывно связано с обучением грамоте. Если на своих занятиях я знакомлю детей с звуком и соответствующей буквой, развиваю умение слышать звук в начале, середине, конце слова, формирую навык звукового анализа слова, то на занятиях по обучению грамоте воспитатели закрепляют полученные навыки, упражняют детей в применении полученных знаний. Здесь прослеживается связь между логопедом и воспитателем. Без помощи воспитателей, а также и родителей, которые выполняют мои задания дома, было бы невозможно добиться каких – либо успехов. Поэтому вся работа по формированию фонематического восприятия проходит в тесном содружестве логопеда, воспитателя и родителей.
С самого начала обучения я опираюсь на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на чёткие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнения, сопоставления сходных и различных признаков звуков и букв. Упражнения по анализу и синтезу, способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
Мои достижения
Поощрения за успехи в профессиональной деятельности
почетная грамота Министерства просвещения Российской федерации.
За заслуги в сфере образования и добросовестный труд 2019г.
Достижения воспитанников.
В мастерстве педагога — успех воспитанника
конкурс чтецов «Я живу в России» со стихотворением «Россия» 2022г. Хабаровск
Международный заочный конкурс «Надежда планеты» Россия, Новосибирск.
Участие в методических объединениях
- Участие в семинаре «Аппаратно – программные комплексные системы (БОС)» программа « Комфорт-Лого»
- Семинар учителей – логопедов ОАО «РЖД» «Преемственность коррекционной работы детского сада и начальной школы»
- Семинар учителей логопедов ОАО «РЖД» «Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи».
Выступление с докладом «Развитие связной речи дошкольников с использованием игровых технологий»
- Участие в вебинаре «Игровые приемы развития высших психических функций у детей с ОВЗ»
ПУБЛИКАЦИИ
- Портал RU
Опубликован методический материал по организации коррекционно – логопедической работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО 2018г.
- Сборник НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Педагогов негосударственных дошкольных образовательных учреждений ОАО «РЖД»
Статья: «Использование инновационных методов в подготовке к школе детей с ОНР 2015г.