Нормативное регулирование
- Распоряжение Правительства от 02.12.2015 Об утверждении Концепции информационной безопасности детей
- Федеральный закон от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
- Федеральный закон от 27.07.2006 №149 (ред. от 19.07.2018)
- Федеральный закон от 27.07.2006 №152 «О персональных данных»
- Федеральный закон от 29.12.2010 №436 (ред.от 29.07.2018)
- Письмо Министерства образования от 14.05.2018 №08-1184 «О направлении информации»
- Приказ Минкомсвязи от 27.02.2018 №88 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей»
Локальные акты
- Программа мероприятий по информационной безопасности детей
- Приказ об информационной безопасности детей
- Приказ об ответственном за информационную безопасность
- Положение о защите детей от информации
- Приказ о создании комиссии для расследования инцидентов информационной безопасности детей
- Приказ о создании комиссии для защиты персональных данных
- Положение о защите персональных данных сотрудников
- Положение о защите персональных данных воспитанников и их родителей
- Политика по работе с инцидентами информационной безопасности
- План мероприятий по защите персональных данных
- Положение об официальном сайте ЧДОУ «РЖД детский сад № 74»
Детские безопасные сайты
Безопасные сайты, рекомендуемые для использования:
- «Смешарики»: развлекательная соцсеть: игры, музыка, мультфильмы
- 1001сказка : на сайте можно скачать аудиофайлы — сказки, аудиокниги
- «Теремок» : сайт с развивающими играми, загадками, ребусами, мультфильмами
- «Ладушки» : сайт для малышей и малышек: мультфильмы, азбука, счет, рисунки
- Страна лучших сайтов для детей
- Дети на куличках, игры он-лайн, уроки музыки
- «Почитай-ка»: детский сказочный журнал
- Детская «игровая комната»: песни, стихи, игры
- Детский сайт «Всё о мультиках»
- Электронные сказки
- Электронно — образовательные ресурсы
- ПочемуЧка : развивающие игры для детей от 3 до 7 лет
- Кошки-Мышки : детский развлекательно-развивающий сайт
- Умники.21 : сайт для детей и их родителей
- Познай-ка : учимся вместе — учимся играя
- BABY-NEWS : развивающий материал для детей
- ГОЛОПУЗ : сайт с небольшим количеством ярких, понятных малышам и содержательных флеш-игр. Игры представлены в разделах «Алфавит», «Цифры», «Логические», «Внимание и память», «Пазлы»)
- Чудо-юдо : кроссворды и ребусы, лабиринты и прописи, скороговорки и аудиосказки, поделки и пазлы )
- По складам : уникальные игры на обучение детей чтению
- «Солнышко»: детский портал : развивающие, обучающие игры для самых маленьких и еще много интересного и для родителей
- Сайт журнала «Мурзилка» со стихами, раскрасками, конкурсами и другой полезной информацией
Родителям
Дорогие друзья!
Вы, конечно, слышали о том, что Интернет может принести не только радость, но и огорчение. А вы знаете, как защититься Интернет-угроз и защитить своих детей?
Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29. 12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и детям. Однако бурное развитие Интернета несет также существенные издержки. Современная научно-образовательная информационная среда характеризуется большим количеством образовательных ресурсов с неструктурированной и мало того, еще и не всегда достоверной информацией. Объем подобных ресурсов растет в геометрической прогрессии. Таким образом, неуклонно возрастает потребность в обеспечении эффективного использования информационных научно — образовательных ресурсов. Кроме того, наряду с полезной и необходимой информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Обеспечить Защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности должны, прежде всего, семья и образовательное учреждение.
Электронные ресурсы по теме «Информационная безопасность»
- Безопасный Интернет — Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы.
- Центр Безопасного Интернета в России — Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей.
- Фонд развития Интернет — Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.
- Club Symantec — единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля.
- «Безопасность детей в Интернете» от компании Microsoft — Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации.
- «Интернешка» — детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет.
- Российская государственная детская библиотека — Ресурс для детей и родителей. Правила безопасного Интернета. Обзор программных продуктов для безопасного Интернета. Как защититься от Интернет-угроз. Ссылки на электронные ресурсы, информирующие об опасностях и защите в Сети.
Педагогам
Здесь приведен список страниц и сайтов, посвященных теме информационной безопасности в сети. Рекомендованные здесь ресурсы способствуют повышению осведомленности педагогов, как пользователей Интернета, об их правах и обязанностях во время пребывания в глобальной сети, а также предоставляют полное и всестороннее описание вероятных случаев нарушения законов об информационной безопасности, эффективных способов решения данных проблем и предотвращения подобных ситуаций.
Электронные ресурсы по теме «Информационная безопасность»
- Инструкция по направлению на сайт Роскомнадзора сообщений о наличии противоправной информации на страницах сайтов в сети «Интернет» — единый реестр Роскомнадзора.
- Справочник по детской безопасности в Интернете — информационный портал, который работает в более чем пятидесяти странах мира и содержит информацию об инструментах безопасности Google (безопасный поиск, безопасный режим просмотра видео на канале YouTube, настройки возрастных фильтров для мобильных приложений и другое), а также рекомендации ведущих российских организаций, занимающихся вопросами детской безопасности.
- Фонд развития Интернет — проводит специальные исследования, которые посвящены изучению психологии цифрового поколения России. Особое внимание уделяется проблемам безопасности детей и подростков в Интернете. Исследования Фонда затрагивают актуальные вопросы современного этапа развития информационного общества в России, на которые необходимо обратить внимание специалистам, исследователям, родителям и педагогам. Фонд выпускает ежеквартальный научно-публицистический журнал «Дети в информационном обществе» при научной поддержке Факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. Журнал для родителей, педагогов, психологов посвящен актуальным вопросам влияния современных инфокоммуникационных технологий на образ жизни, воспитание и личностное становление подрастающих поколений. Одновременно специалисты Фонда поддерживают службу телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи «Дети Онлайн».
- Линия помощи «Дети Онлайн» — служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет. Звонки по России бесплатные. Линия работает с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням. Тел.: 8-800-25-000-15. email: helpline@detionline.com
- Центр информационной безопасности Microsoft — на сайте корпорпации Майкрософт есть страница «Безопасности семьи» на русском языке. На страницах этого ресурса вы найдете информацию о защите своего компьютера дома от шпионов-программ, о том, как не превратить ваш компьютер в зомби, когда злоумышленники получают контроль над большинством ПК и о безопасной работе в Интернет. Наверное, вам будут интересны сведения о продуктах и службах обеспечения компьютерной безопасности, которые публикует корпорация Майкрософт в России.
- Советы по защите от лаборатории Касперского. Часто задаваемые вопросы по интернет-безопасности — раздел сайта лаборатории Касперского «Азбука безопасности» познакомит вас вредителями ваших ПК. Вы здесь найдете ответы на такие вопросы, как: «Что такое шпионские программы?», «Что такое вредоносные программы?», «В чем разница между вирусом и червем?» и многое другое, что поможет вам избежать негативных последствий в работе с информационными ресурсами.
- Сообщество пользователей безопасного Интернета«NetPolice» — социальный проект, основной целью которого является популяризация безопасного и эффективного доступа в компьютерную сеть Интернет подростков. На страницах этого сайта регулярно публикуется и обновляется информация о программных средствах, методах и способах защиты от негативного контента Сети.
Дети
ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР
Допускать ребенка к работе на компьютере ЛУЧШЕ не ранее 5-6 лет. За компьютером ребенку приходится осуществлять достаточно сложные интеллектуальные действия, требующие определенного уровня психической зрелости. Дошкольник должен действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры или мыши и наблюдать за изменениями изображенных на экране предметов и явлений. Чтобы следить за происходящим на экране, ребенок должен уметь опираться в ходе мышления только на изображения (а не на действия, не на чувственный опыт обращения с предметами), уметь читать и понимать образы и символы.
Кроме того, ребенок, «допущенный» к компьютеру, должен обладать достаточно развитой способностью концентрировать внимание, произвольно воспринимать, запоминать, т. д.
Перечисленные выше предпосылки для овладения первоначальной компьютерной грамотностью формируются к 5 – 6 годам в многообразной предметно-практической и игровой деятельности ребенка: В играх — подвижных, сюжетно – ролевых, режиссерских, настольно – печатных, дидактических и в непосредственном общении с взрослыми и сверстниками.
Освоение ребенком разных видов традиционной игры создает базу для овладения компьютером. Слишком раннее введение компьютера в жизнь ребенка может затормозить и обеднить нормальное развитие традиционных форм игры, обеспечивающих полноценное личностное и психическое развитие дошкольника.
По мнение психологов и физиологов, ребенка дошкольного возраста наиболее целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор интерактивных развивающих и обучающих заданий. Такие программы стимулируют интеллектуальную активность ребенка, позволяют без стресса прекращать работу на компьютере через 10-15 минут. При этом ребенок успевает завершить задание, получить или увидеть результат своей деятельности, оценку (или поощрение) со стороны компьютера.
Выбирая ребенку компьютерную программу, помните о следующем:
- Программа не должна являться развлекательной игрой с затягивающим сюжетом.
- Прежде, чем предлагать программу ребенку, родителям необходимо внимательно прочесть описание, просмотреть игру, убедиться, что она подходит ребенку по возрасту и по интересам. На современном рынке компьютерных программ есть вполне хорошие по своему развивающему потенциалу, но присутствие какого-нибудь «мультяшного» героя, который периодически «кривляется» и издает неэтичные звуки, перечеркивает всю пользу от игровой программы. При этом разработчики, создавая такой проект, несомненно, стремились сделать программу «прикольной», забавной и привлекательной для ребенка. Наблюдение за детьми, играющими в такую программу, показало, что основное их внимание переключается на «забавного» персонажа, основной целью становится не верное выполнение учебной задачи, а эмоциональный эффект от реакций героя, которые к тому же еще становятся все более оригинальными и эффектными, если ребенок выполнил ошибочное действие.
- На современном рынке можно встретить компьютерные программы, в которых заявляемый на обложке возраст не соответствует уровню сложности внутреннего содержания. Одновременно в одной программе могут предлагаться задания, ориентированные по своей сложности на разный возраст. Например, выполняя задание на сложение, ребенок сталкивается сначала со сложением в пределах первого десятка, потом второго, а к концу задании уже пятого десятка.
Несоответствие возрасту в построении компьютерной программы может проявляться и в расхождении между формой подачи материала и содержанием задания. Например, внешне игры ориентированы на детей 3-4-летнего возраста (сказочность, кукольность, детские голоса, крупные рисунки), а по содержанию задача рассчитана на возраст 6-7 лет: прочитай слова на карточках, помести вправо все слова с буквой «А», а влево — с буквой «У», или наоборот.
Нарушение возрастной адресации может вызывать у ребенка ситуации непонимания, неопределенности при работе на компьютере. А это, в свою очередь, может привести ребенка к переживанию негативных эмоций, к снижению его работоспособности.
Итак, прежде чем предлагать малышу компьютерную программу, взрослый должен обязательно ее просмотреть.
Какие же типы развивающих и обучающих программ предлагаются сегодня производителями для детей?
Каковы их особенности и развивающая ценность?
Подавляющее большинство компьютерных программ можно разделить на программы:
- закрытого типа
- открытого типа.
Компьютерные программы закрытого типа характеризуются наличием полного внешнего контроля со стороны компьютера. Инструкция определяет и направляет конкретные действия ребенка: выбрать правильный вариант ответа на вопрос, соединить подходящие фигуры, выбрать только требуемые картинки, сосчитать и выбрать правильный ответ, отметить только изучаемую букву и т. п. Чаще всего это задания на отработку навыка, тренировку познавательных процессов (отработка навыка счета, знания алфавита и звуков речи; различение фигур; клавиатурный тренажер и т. п.; тренировка зрительной и слуховой памяти, т. д.
В программах закрытого типа часто встречаются задания на скорость, связанные с напряженным темпом развития событий, например: в течение 15 секунд выполнить определенное задание, при этом ошибки фиксируются. Не рекомендуется использовать такие компьютерные программы для детей дошкольного возраста. Результаты наблюдения за детьми, выполняющими задания с привязкой ко времени и связанных с быстротой скорости реагирования, показали: у детей, уже с первых минут выполнения заданий, появлялась напряженность в позе. По истечении 5-7 минут работы у большинства из них наблюдались внешние признаки утомления: смена позы на стуле, раскачивание, вставание со стула и стремление работать стоя, громкое комментирование вслух своих действий и переживаний. В некоторых случаях дети отказывались от работы. Компьютерные задания, связанные с быстротой реагирования или стимулирующие к быстрому выполнению (по типу «быстрее сделаешь — выше оценка», «не уложишься в указанное время — проиграешь»), вызывают сильное возбуждение и способствуют нервному напряжению, повышению тревожности. Это приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности ребенка.
В заданиях открытого типа (или творческих), наоборот, отсутствует внешний контроль со стороны компьютера. Решаемые ребенком задачи могут быть разнообразными, а возможные действия — индивидуализированными и вариативными. Такие задания позволяют ребенку максимально проявлять инициативу. От него требуется самоконтроль и самоанализ своих действий. Выполнение таких заданий активно задействует воображение — ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
Примеры заданий открытого типа:
- конструирование, моделирование из готовых объектов, форм, предметов;
- рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;
- экспериментирование со свойствами объектов и предметов (виртуальные опыты);
- проектирование сюжетов, мультфильмов.
Компьютерные задания открытого типа более соответствуют потребностям возраста и несут в себе больший развивающий потенциал. Но выполнение таких заданий не ограничено временем, и компьютер не может оценить работу ребенка, поэтому для регулирования продолжительности занятий необходимо вмешательство взрослого.
Нельзя утверждать, что электронным играм нет места в жизни дошкольника, но они должны занимать минимум игрового времени.
Содержание компьютерной программы не должно дублировать уже имеющиеся традиционные достаточно эффективные дидактические средства и игры (настольные, карточные и т.п.). Компьютер должен привносить в деятельность ребенка что-то новое, давать ему новые возможности. Например, вариативность задач, подсказки, настройка под успехи ребенка или такие задачи, которые в реальности сложно реализовать (моделирование собственного мультфильма и т.п.). Только в таком случае использование компьютера в дошкольном возрасте может быть оправданным.
Рекомендации родителям:
- Не спешите знакомить своего малыша с электронными игрушками, компьютером и электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и, благодаря этому, ребенок быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. И не будет никакого вреда для ребенка, если он начнет осваивать компьютер в шесть — семь лет. К семи годам в головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно способны делать интересные и полезные вещи на компьютере.
- Научите ребенка проводить время, не прибегая к помощи электронных игр.
- Стремитесь к тому, чтобы дети дошкольного возраста обходились без видеоигр в течение учебной недели. В выходные дни организуйте как можно больше возможностей для игр с семьей и друзьями
- Продемонстрируйте ребенку интересные занятия, и тогда он сам ограничит время, которое он проводит у экрана.