Миняева Татьяна Геннадьевна
Секреты все и тайны сохраняя,
Тем дорожу, что дети доверяют.
И каждый раз, встречаясь с ними взглядом,
Я понимаю, что должна быть с ними рядом.
Заботы их – давно мои заботы,
Пусть меньше не становится работы.
Настало время. Подвожу итог:
Мое призванье – социальный педагог.
Моя профессия - социальный педагог
Суть работы социального педагога можно выразить русской поговоркой: «И швец, и жнец, и на дуде игрец»: ведь соцпедагог объединяет в себе воспитателя, социального работника, педагога дополнительного образования, психолога, дефектолога, организатора воспитательной деятельности и в чем-то – юриста.
Когда в далеком 2000 году я окончила Хабаровский государственный педагогический университет, я даже не думала, что моя работа и моя жизнь будет связана с социальной педагогикой: ведь я получила квалификацию «Учитель русского языка и литературы» по специальности «Филология» и 13 лет была старшим преподавателем на кафедре русской филологии Тихоокеанского государственного университета. Проработав несколько лет, я поняла, что моя работа – не только непосредственная передача лингвистических знаний иностранным студентам. Ведь я еще и куратор, персональный наставник, который погружает этих «взрослых детей» в реалии русской культуры, русских традиций, русского социума и русской коммуникации! После соответствующего обучения, мне было присвоено звание «тьютор» (преподаватель-консультант, консультант тьюторской службы). Характеристика тьютора включает как личные качества, так и профессиональные навыки педагога:
- общение с людьми разными по возрасту и состоянию здоровья (коммуникативные);
- обучение и создание условий для развития гармоничной личности (педагогические);
- создание внутреннего психологического настроя подопечного (психологические);
- знание возрастной физиологии и гигиены;
- юридическая грамотность в вопросах образования.
Тьютор – это наставник, человек, который учит решать проблемы самостоятельно (преобразовывать их в задачи), это посредник (между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным, большой историей знающих и индивидуальной историей начинающего освоение; между разными субъектами образовательного пространства – ученик, учитель, родители; и др.). Именно знание и понимание принципов тьюторского гуманитарного сопровождения привели меня в социальную педагогику и, следовательно, — на начальный этап личностного старта любого человека – в детский сад. Ведь именно в детском саду наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития. Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, педагог должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.
Так я стала социальным педагогом дошкольного образования!
Эти два термина — «социальный» и «педагог» – не так давно находятся рядом друг с другом. И если значение второго ни у кого не вызывает вопросов – с ним всё ясно, то сочетание слов являет непонимание даже среди бывших коллег: «Ты социальный педагог? А что ты делаешь?».
На самом деле, это хорошие вопросы. Что ж, попробую ответить.
Социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей и ухода за ними.
В своей практической деятельности я, как социальный педагог, выполняю различные социально-педагогические роли:
— роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
— роль защитника интересов и законных прав ребенка;
— роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
— роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Я помогаю в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также – между педагогами и родителями ребенка.
Таким образом, вся моя работа строится в нескольких направлениях:
- работа по защите прав ребенка;
- работа по социальному развитию личности ребенка;
- профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации;
- работа по активизации воспитательного потенциала семьи;
- работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям;
- работа с социально незащищенными семьями;
- работа с ближайшим окружением.
Главная цель – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве.
Таким образом, моя деятельность уникальна и универсальна, ведь она направлена на выполнение множества функций.
Но вы спросите: «А в чем же все-таки отличие социального педагога от представителей других педагогических профессий?» Огромное значение имеют его психологические и личностные качества.
Сравним необходимые для социального педагога характеристики с красками: добавим на палитру доброжелательность, терпимость, активность, отзывчивость, тактичность, энергичность, развитый эмоционально-волевой контроль, аналитическое мышление, позитивный настрой, умение работать с разными категориями населения. Примешаем также наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, способностью представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания и поступки. Разведем все это несколькими каплями чуткости, общительности, доброты, любознательности и твердости в отстаивании своей точки зрения. В центре личности социального педагога обязательно должно присутствовать чувство собственного достоинства, иначе он не заслуживает уважения и сам не сможет воспитать того же у ребенка, нуждающегося в помощи. А ведь именно чувство собственного достоинства есть обязательное условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. И главная яркая капля – умение любить. И делиться любовью. Занимать позицию не обвинения, а сопереживания. Понимать, что на современном этапе развития общества трудно быть идеальным. Стараться самому быть примером выдержки и терпения.
Как только ты понимаешь, какая яркая личность прорисовывается на палитре, ты осознаешь, что эта профессия дает человеку невероятную возможность развития, как в духовном, так и в ментальном плане. Много лет назад я сделала свой выбор, и мне самой пришлось пройти нелегкий путь становления личности, самопознания, потому что я – СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ!
Методические материалы
- Дистанционное взаимодействие с родителями
- Использование дистанционных форм взаимодействия с родителями
- Конспект занятия социального педагога по развитию речи «Большое космическое путешествие»
- Конспект занятия социального педагога «Добрые-пожелания»
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
- Организация прс в младшей группе
- Проблемы социализации детей в детском саду
- Система работы по здоровьесбережению
- СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП «ДЕНЬ РОССИИ»
- Сценарий театрализованного показа сказки «Теремок»
- Сценарий экологической квест-игры «Лесное путешествие»
- Картотека игр по экологии
- Материалы к тренингу с родителями
Мои публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru
- «Школа юных инспекторов движения» в аспекте реализации проектной деятельности воспитанников и педагогов детского сада
- Использование интерактивных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада
- Проблемы социализации детей в детском саду
- Играем с детьми дома: он-лайн консультация для родителей
- Система работы социального педагога по здоровьесбережению дошкольников
- Использование дистанционных форм взаимодействия с родителями
Мои публикации на сайте infourok.ru
Материалы для родителей
- Анкета для родителей «Безопасность детей — забота взрослых»
- Анкета для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию
- Анкета для родителей «Играем дома»
- Анкета для родителей «Социализация и коммуникация ребенка»
- Буклет для ответственных родителей «Экология природы = экология семьи»
- Буклет «Искусство хвалить — умение наказывать
- Безопасность детей-забота взрослых
- Что должен знать ребенок 3-4 лет
- Что должен знать ребенок 4-5 лет
- Духовно-нравственное воспитание ребенка
- МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста
- Познавательные беседы с детьми о профессиях
- Трудовое воспитание в семье